За последние три года российский рынок сервисов для корпоративных коммуникаций прошел путь, который иные сегменты ИТ-отрасли преодолевают за десятилетие. Этому способствовало два мощных фактора: пандемия, превратившая удаленную работу в привычное явление, и уход западных вендоров, чьи решения использовали подавляющее большинство компаний. Меняются запросы заказчиков — и в ответ на них трансформируются сервисы корпоративных коммуникаций. Рассмотрим главные векторы развития российских решений.

Тренд 1: от сервисов к супераппам.

Внедрить новый продукт, особенно в крупной компании с высокими требованиями к информационной безопасности — это всегда сложносочиненный процесс. А если речь идет о пяти или десяти сервисах от разных поставщиков — то проект кратно усложняется. Более того, внедрить решение — недостаточно, нужно обучить им пользоваться сотрудников компании, а системным администраторам — поддерживать, обновлять, контролировать уязвимости каждого из них. Это неудобно.

Сотрудникам приходится использовать множество инструментов. В течение дня они переключаются между разными приложениями в среднем 1200 раз — и это занимает около 9% рабочего времени.

Поэтому одним из основных трендов рынка коммуникационных сервисов становится использование платформ, где собраны все необходимые инструменты.

Таким образом, инструменты для коммуникаций объединяются в суперапп — единое окно, в котором решаются самые разные бизнес-задачи. Корпоративный суперапп — это множество сервисов, объединенных в одном приложении. Он должен обеспечивать стабильную работу и обмен данными между сервисами. В основе супераппа для коммуникаций должны быть почта со встроенным календарем, мессенджер с функциональностью видеозвонков, файловое хранилище. Остальные инструменты можно добавлять в зависимости от потребностей различных компаний. По прогнозу VK WorkSpace, спрос на комплексные продукты для коммуникаций — супераппы — будет увеличиваться быстрее, чем на отдельные сервисы.

Тренд 2: единое окно доступа к рабочим инструментам.

Привычные коммуникационные приложения становятся не просто способом общаться, но и окном для доступа к любым интернет-сервисам, с которыми люди соприкасаются.

Наиболее востребованными дополнительными элементами платформенных решений для коммуникаций можно назвать заметки, контакты, инструменты командной работы и трекер задач.

Дополнительные сервисы помогают компании сделать жизнь сотрудников комфортнее, вовлекать их и повышать эффективность взаимодействия с организацией, например, в области документооборота или сервисов самообслуживания.

Тренд 3: кастомизация и добавление уникальных функций.

Интерес к коммуникационным сервисам заметен как со стороны коммерческих, так и со стороны государственных структур. При этом в каждой организации своя культура коммуникаций и уникальные бизнес-процессы. Поэтому важно, чтобы функции платформы можно было адаптировать для разных условий и более того — добавлять необходимые возможности.

Большое значение имеет готовность поставщиков программного обеспечения дорабатывать свои продукты под потребности крупных заказчиков со схожей спецификой работы, например, для промышленности.

Тренд 4: развитие функциональности видеозвонков.

До 2020 года со средствами ВКС были знакомы в основном компании с офисами в разных городах, а сейчас они используются повсеместно. С уходом западных решений, таких как Zoom, компании стали искать альтернативу, а вендоры — добавлять сервисы видеозвонков в свои портфели.

При этом для заказчиков важно, чтобы сервисы давали возможность совершать безопасные звонки не только внутри организации, но и между сотрудниками и внешними пользователями. Кроме этого, вендоры работают на увеличение максимального числа участников видеоконференции.

На сегодняшний момент видеозвонки в России достигли зрелости, что затрудняет развитие функциональности систем. Так как основная функция сервисов — обеспечение визуальной связи с собеседником — есть во всех сервисах. Здесь отставание от западных вендоров происходит только на уровне «фишек». Однако, это отставание может быть значительным. Например, работа систем в условиях ограниченной пропускной способности канала связи с оптимизацией трафика. Или отсутствие функции «замыливания» заднего фона, которая может быть полезна, чтобы скрыть детали окружающей обстановки.

Тренд 5: использование интеллектуальных функций.

Набирает обороты интеллектуальная автоматизация процессов внутри коммуникационных сервисов. Она предполагает развитие цифровых ассистентов сотрудника. Например, такие решения дают подсказки и пытаются предугадывать, что сотруднику понадобится в его повседневных делах.

У HR-отделов востребованы умные инструменты проведения опросов. Они помогают собирать точечную обратную связь и проводить периодические замеры, а потом получать различные виды аналитики.

При этом ИИ помогает повысить эффективность опросов. Обычно сбор обратной связи ограничивается рассылкой писем с просьбой ответить на вопросы. Проблема в том, что люди редко отвечают, потому заняты своими прямыми обязанностями.

А технологии искусственного интеллекта умеют устранять шумы в аудио, заменять фон и повышать качество видео в зависимости от освещения, вести протокол встречи.

Тренд 6: внимание к безопасности.

Цифровое общение добавило рисков. Эксперты по безопасности отмечают, что общедоступные мессенджеры в 2022 году стали одним из наиболее популярных каналов утечек данных и конфиденциальной информации — на них приходилась треть инцидентов. Несколько раз в год появляются новости о грандиозных утечках данных из популярных мессенджеров.

Зрелые корпоративные приложения защищены намного серьезнее, более того, единая платформа коммуникаций ограничивает периметр распространения внутренней информации, что снижает риски инцидентов — в отличие от разрозненных инструментов от разных поставщиков.

Высокий уровень безопасности корпоративных приложений обеспечивают следующие меры:

  • Интеграция с антивирусами и DLP-системами по протоколу ICAP;
  • Шифрование хранимых данных — как локальной базы, так и полученных файлов;
  • Отправка логов в SIEM-системы;
  • Поддержка единой авторизации (SSO);
  • Запрет на запуск приложений на взломанном устройстве (root/jailbreak-устройстве).

Используя защищенную платформу корпоративных коммуникаций, организация получает контроль за потоками информации, относящимися к ее работе: безопасным подключениям, отслеживаемым действиям, разграничению доступа к информации, контролю за утечками на уровне автоматизации.

Тренд 7: рост спроса на облачные решения.

ПО для коммуникаций можно установить на собственные серверы или использовать сервисы из облака. Облачные решения для коммуникаций отличаются большей гибкостью — они позволяют легко увеличить количество пользователей и объемы передаваемой информации. SaaS-модель включает в себя комплекс услуг — это не только развертывание решения, но техническая поддержка, развитие, обеспечение базовой безопасности. Это — главный драйвер роста спроса на облачные решения.

Преимущества облачных сервисов очевидны. Они не требуют от компаний дополнительных инвестиций в аппаратную инфраструктуру, просты в развертывании и настройке, а это особенно актуально для тех компаний, которые потеряли возможность использовать свои иностранные продукты. SaaS-решение в такой ситуации позволяет очень быстро решить задачу по замещению решения, оставшегося без вендорской поддержки.

В числе преимуществ облачных продуктов дополнительная защита, которую обеспечивают провайдеры. Она помогает заказчикам сократить расходы на хранение и повысить безопасность своих данных. Тем не менее, крупные предприятия предпочитают размещать ВКС-системы в собственных охраняемых контурах.

Заключение.

При выборе решений для корпоративных коммуникаций конечным заказчикам важно провести тщательный тест-драйв предлагаемого решения. Пилотные проекты помогут оценить соответствие решения специфике потребностей бизнеса. Причем чем больше охват тестируемого функционала в пилоте, тем правильнее будет выбор.

Внедряемые решения должны быть совместимыми между собой и уже существующей инфраструктурой заказчика. Это позволит избежать проблем, связанных с несогласованностью данных и возможными конфликтами при внедрении. Когда, например, вы сталкиваетесь с ситуацией, где вместо одного календаря появляются три, и каждый из них работает от разных систем.