Еще 5-6 лет назад использование Linux было сложным для пользователей с точки зрения установки, адаптации и применения в работе. Сегодня ситуация начинает меняться, и Linux так же стремится стать удобным в использовании, как и любая другая операционная система на рынке.
О широком распространении Linux все чаще заявляют и эксперты. Согласно отдельным прогнозам большинство государственных организаций РФ могут уже к началу 2025 года избавиться от системной зависимости от операционной системы Windows и перейти на Linux.
Проблемы, возникающие при переходе на Linux.
Не для всех программных продуктов существуют версии для платформы Linux. Более того, производители периферии для ПК тоже далеко не всегда ставят в приоритет разработку драйверов под каждый дистрибутив Linux.
Если рассматривать внедрение ОС Linux на автоматизированных рабочих местах в корпоративных масштабах, то здесь вырисовываются как минимум две сложные задачи. Во-первых, гораздо меньше компонентов АРМ и периферийных устройств без дополнительных усилий исправно заработают на новой ОС, а, во-вторых, не каждое приложение удается запустить на ОС Linux.
В целом, все приложения будут делиться на несколько групп:
- имеющие версию под ОС Linux, но даже и в этом случае успешный запуск под конкретный дистрибутив и версию ОС не гарантирован;
- имеющие аналог по ОС Linux;
- способные запускаться через wine – среду x86 под Linux;
- работающие исключительно под ОС Windows, но остается возможность их запуска через VDI.
Проверка Linux «на вкус».
Чтобы убедиться в возможности перехода на Linux и оценить реализуемость этой задачи, даже если вы сомневаетесь, будет правильно воспользоваться пилотным проектом. Запуск тестирования рекомендуется компаниям, в инфраструктуре которой работают более 500 пользователей.
Для организации пилота необходимо выбрать целевую группу. Это могут быть 10-15 опытных пользователей из числа сотрудников, которые будут проводить тестирование, смогут сфокусироваться на специфических требованиях, функционале или оборудовании, и в результате подтвердят успешность или «неуспешность» проекта. Кроме того, перед запуском пилота необходимо сформировать описание среды и функционала, который будет проверяться, и определить сроки и критерии успешности пилотного проекта.
Таким образом развертывание тестового стенда, настроенного для выполнения конкретных бизнес-функций компании, позволит наглядно показать, что реализовать необходимый функционал в альтернативной среде возможно, и запустить процесс привыкания пользователей к новой среде. Кроме того, пилотные проекты дают важную для вендора обратную связь, что способствует дальнейшему улучшению ОС.
Требования и ограничения для пилотного проекта.
Необходимо сразу понимать, что запуск некоторых дистрибутивов Linux, корректная работа компонентов АРМ и периферии возможна не на любом оборудовании. Например, идеальным вариантом будет наличие всех компонентов и периферии в списке совместимости от производителей. Вместе с этим, рекомендуется выбирать устройства, исходя из их массовости применения в рамках функциональной группы или компании в целом.
При подготовке пилота необходимо также учитывать лицензионные требования разработчиков ОС. Не каждое ПО, предоставляемое для ознакомления, может использоваться для работы в корпоративной среде. Количество наименований устанавливаемого ПО также ограничено и должно соответствовать всем лицензионным требованиям разработчика.
Длительность и стоимость.
Длительность проведения пилота оговаривается в процессе подготовки к проведению, но как правило составляет не более 2-4 месяцев, в зависимости от специфики конкретных требований. Зачастую 2-4 месяцев достаточно для развертывания стенда и проверки необходимого функционала. Но могут возникнуть нюансы, связанные с отсутствием необходимых драйверов, поэтому на коммуникацию с производителем или поиск альтернатив может уйти время.
Как правило пилот на Linux проводится на платной основе. Это обосновывается тем, что пилот требует значительных усилий по проверке совместимости оборудования и периферии, подготовке дистрибутивов ОС, анализу бизнес-процессов и используемого ПО, а также подготовительной работы по поиску и подготовке пакетов установки аналогов ПО для среды Linux.
Этапы проведения пилота.
Проведение пилотного проекта состоит из нескольких этапов:
- Инициация. Определяются ключевые требования, критерии успешности и методики тестирования, согласовывается проектная документация.
- Внедрение. Проверяются необходимые требования к среде клиента, разворачиваются необходимые ОС и ПО на выделенные устройства, клиенту передаются инструкции и чек-листы для тестирования.
- Пилотирование. Клиент тестирует развернутую в рамках пилота среду, дает обратную связь интегратору. Сотрудники клиента проводят регулярные встречи по сопровождению тестирования, осуществляют необходимые доработки.
- Завершение пилота. Собирается обратная связь по результатам пилотной эксплуатации, готовится отчет по итогам, проводится финальная встреча по результатам отчета. На этом же этаже пилотный стенд выводится из эксплуатации и удаляются учетные записи интегратора.
Заключение.
Подытоживая все вышесказанное, важно сказать, что пилотный проект позволяет на практике продемонстрировать техническую возможность перехода на альтернативные ОС и ПО, сохранения требуемого функционала в рамках непрерывности бизнес-процессов после перехода и удобство работы в новой среде. Стандартный пилот для большинства компаний не требует больших финансовых вложений и проводится достаточно быстро (до 8 недель), что позволит компаниям в короткий срок принять обоснованное решение о начале проекта по трансформации.