Бизнесу необходимо осваивать новые рынки, только в этом залог его жизнеспособности и успешного развития. Это невозможно сделать без современных ИТ -решений. Среди наиболее технологичных отраслей, наряду с банками и телекомом можно назвать ритейл, одна из самых актуальных задач для которого — географическое расширение присутствия и эффективное управление удаленными подразделениями и филиалами. Здесь на помощь приходит технология SD-WAN (Software-Defined Wide Area Networking, программно-определяемая глобальная сеть). SD-WAN позволяет централизованно управлять и настраивать сетевые подключения, управлять трафиком и оптимизировать пропускную способность в зависимости от требований приложений. Технология также предлагает возможности маршрутизации и балансировки нагрузки для оптимального использования доступных сетевых ресурсов организаций с разветвленной филиальной сетью.

Централизация и снижение рисков.

Для территориально распределенных компаний с множеством филиалов, таких как розничные сети, серьезная проблема — перенаправление сетевого трафика из филиалов в центр. Традиционная сетевая инфраструктурная модель диктует использование арендованых каналов достаточной ширины для самого худшего сценария, при этом большую часть времени они недозагружены, что неоптимально с экономической точки зрения. У компаний назрела потребность в оптимизации способа отправки трафика напрямую через интернет из филиалов в доверенные приложения в облаке при условиях соблюдения требований информационной безопасности. Технология SD-WAN решает такие проблемы и позволяет создавать программно-определяемые распределенные сети для безопасного подключения пользователей к корпоративным приложениям. Решения на основе данной технологии, используя комбинацию MPLS, LTE и других каналов связи, способствуют централизации сетевых ресурсов, а также упрощению больших сетей и более удобному управлению ими. Основа технологии SD-WAN заключается в том, чтобы предоставить возможность управления сетью через программное обеспечение, которое позволяет настраивать и оптимизировать сеть на уровне приложений. Это дает возможность более гибко и эффективно управлять сетевыми ресурсами, такими как маршрутизация, балансировка нагрузки, управление пропускной способностью.

Когда выгодна программно-ориентированная сеть?

Преимущество реализации технологии SD-WAN заключается в возможности оптимизации сетевой инфраструктуры в ходе ее эксплуатации и масштабирования. В отличие от классических проектов реализации корпоративной сети, SD-WAN не требует большого количества сотрудников для поддержки. С программно-ориентированной сетью компании не нужно будет содержать большой штат специалистов по сетевым технологиям — вполне хватит пары сетевых администраторов даже для сильно распределенной сети. Что касается решения задач масштабирования, то с ними вполне справятся специалисты технической поддержки по месту развертывания нового офиса или дополнительной торговой точки. Простота масштабирования достигается благодаря функции ZTP (Zero Touch Provisioning, автоматическая настройка параметров), позволяющей сделать конфигурационную преднастройку в центре и определить новое сетевое оборудование, как только оно получит доступ к локальному провайдеру, полностью исключая необходимость локальной настройки специалистом.
Также необходимо учитывать, что программно-ориентированная сеть подходит далеко не для всех компаний. Она будет востребована крупными территориально распределенными заказчиками, а также средними компаниями, стремящимися действовать «на опережение» и заручиться поддержкой гибкого решения, простого в использовании, позволяющего оперативно менять правила и настройки как отдельных торговых точек, так и групп объектов. Если же у компании всего пара офисов, а расширение планируется только через 3-5 лет, то для нее централизованное решение на основе SD-WAN пока не будет актуально. В таких случаях компании проще и дешевле воспользоваться услугами системных интеграторов или провайдеров услуг по настройке сетевых устройств в каждом офисе и обеспечению связи между ними. Однако, при наличии инвестиций и планов развития, даже малому бизнесу, не завязанному на мобильность и оперативное расширение, данная технология может пригодиться «на вырост», она поможет заложить крепкий фундамент для взрывного старта масштабирования бизнеса.
Ритейл ключевой заказчик SD-WAN.
Розничные компании — требовательные заказчики с точки зрения качества реализации сетей. Как правило, главная проблема любого относительно крупного ритейлера — наличие большого количества малых офисов и недостаток, а то и вовсе отсутствие, достаточного штата администраторов, способных выполнять сложные сетевые настройки в каждой локальной точке. В подобном сценарии внедрение в торговой компании технологии SD-WAN абсолютно логично. Функция ZTP значительно упрощает управление корпоративной сетью для территориально распределенных объектов торговых компаний, таких как региональные офисы, магазины, распределительные центры, склады и т.д. Согласно опросу компании, Frost&Sullivan, проведенному в 2022 году, 53% респондентов в мировом ритейле уже развернули решения SD-WAN в своих филиалах.

Схема перехода на SD-WAN.

В первую очередь необходимо провести аудит существующей ИТ-инфраструктуры и проработать план по бесшовному переходу в ходе модернизации сети.
Следующий этап — подготовка и настройка гипервизора и виртуальной машины для установки SD-WAN. Необходимо провести установку и настройку:
• Центральных компонентов;
• Сервера мониторинга;
• Систем логирования и резервного копирования.
Порядок следующих этапов:
• Настройка шаблонов CPE, тестовая регистрация 2-х CPE и 2-х GW.
• Создание транспортного сервиса, проверка работоспособности.
• Проведение предварительных испытаний.
• Опытная эксплуатация и масштабирование.
• Проведение приёмо-сдаточных испытаний.
• Формирование отчета и предоставления комплексной документации на внедренное решение;
• Ввод в эксплуатацию системы, дальнейшее сопровождение и администрирование

Заключение.

SD-WAN — сеть передачи данных, в которой уровень управления отделён от устройств передачи данных и реализуется в виде программного сервиса. Благодаря централизации и унификации формы управления большими сетями кардинально снижается риск «человеческой» ошибки, свойственной при «точечных» настройках сетевого оборудования.
Подытоживая вышесказанное можно утверждать, что технология SD-WAN позволяет ритейлерам и другим территориально-распределенным компаниям повысить пропускную способности сети, обеспечить надежность и безопасность, упростить и оптимизировать процессы настройки сети, а также снизить затраты на ее обслуживание. SD-WAN также облегчает интеграцию облачных сервисов и улучшает пользовательский опыт, обеспечивая быстрый доступ к приложениям и данным в любом месте.