Что такое SIEM?

Системы SIEM (Security information and event management) происходят от двух классов продуктов: SIM (Security information management) — управление информационной безопасностью и SEM (Security event management) — управление событиями безопасности. Одно из первых упоминаний о SIEM было в 2005 году от аналитиков Gartner.

На практике данные продукты пересекаются по функциональному назначению, и, порой, при определённых настойках могут в значительной мере выполнять функции друг друга.

Производители SIEM иногда разделяют данный класс продуктов на SIEM первого и второго поколения (это можно рассматривать как маркетинговый приём). Как правило, под вторым поколением специалисты понимают более многофункциональный инструмент с возможностью интеграции со сторонними продуктами (системы управления политиками ИБ, c Threat Intelligence платформами, функции Network Behavioral Analysis и др.).

Функциональные задачи SIEM.

Сбор данных и нормализация: обеспечивается сбор данных (как событий ИБ, так и системных событий) от разнообразных источников: технические средства информационной безопасности (межсетевые экраны всех типов, системы предотвращения вторжений, антивирусы, системы защиты от спама, системы защиты от утечек данных, системы предварительного выполнения программ, контроля целостности и т. д.), серверы, прикладные системы и т. д.

Корреляция данных: сопоставление и поиск по атрибутам, группирование и индексирование по определенным признакам. По сути корреляция является ключевой функцией SIEM, выдающей на выходе список коррелированных событий;

Оповещение: проверка списка коррелированных событий с целью выявить инциденты ИБ и выполнить оповещение по данным инцидентам. Возможна как индикация на консоли управления SIEM, так и автоматизированное уведомление по сработанным корреляционным правилам.

Панели визуализации (dashboards): графики различных типов и форматов, таблицы, списки и другая визуализация по текущим событиям и инцидентам. Визуализация в значительной мере влияет на общее восприятие продукта и является важным элементом процесса Incident Monitoring/Tracking.

Хранение данных: хранение данных в течение заданного периода времени. Необходимо для ретроспективного анализа, расследований инцидентов, экспертиз. Большинство современных SIEM обрабатывают и хранят как сырые события (до процесса осуществления распознавания функциональных полей события (анг. – parsing), так и нормализованные события (события с распознанными полями).

Поиск и анализ: контекстный поиск в рамках расследований инцидентов и экспертиз. Важно отметить, что поиск в сырых и нормализованных событиях может существенно отличаться.

Отчетность: создание настраиваемых отчетов с целью периодического информирования службы ИБ о текущих событиях, инцидентах, трендах. Как правило, отчеты могут выгружаться и использоваться в рамках комплексных отчетов служб ИБ.

Какие компоненты входят в состав SIEM?

Состав и реализация существенно зависят от архитектуры решения, размера внедрения, географического распределения системы, параметров производительности. Как правило, для реализации всех базовых функций в SIEM должны присутствовать несколько основных компонентов.

Коллекторы: отвечают за сбор сырых событий. Могут поддерживать массу различных протоколов и сервисов: Syslog, Windows Event Forwarding, SDEE, SNMP Trap, клиентов баз данных (MSSQL, Oracle и т. д.) и другие специфичные сервисы от разных производителей.

Сам сбор событий может происходить как в пассивном режиме (например, syslog), так и в режиме “по запросу”. Коллектор чаще всего отправляет нормализованные события в коррелятор, а сырые события отправляются в хранилище данных. В различных реализациях от разных производителей схема взаимодействия коллектора с другими компонентами может отличатся.

Хранилище данных: отвечает за хранение сырых событий. Возможны реализации с хранением нормализованных событий.

Коррелятор: обеспечивает функции обработки и корреляции нормализованных событий. Возможна реализация контекстного поиска сырых событий, находящихся в хранилище.

Консоль управления: отвечает за управление, настройку и визуализацию. При этом, в ряде случаев, функция визуализации может выполняться отдельной компонентой.

Упомянутые SIEM второго поколения могут содержать также дополнительные компоненты: сбор Flow и SPAN-трафика, BI-компоненты, TI-модуль, модули защиты от фрода, управления политиками ИБ.

Как было сказано выше, на практике архитектура внедрения определяющим образом влияет на количество компонент и их реализацию. Например, в малых реализациях почти все функции могут быть выполнены на одном аппаратном устройстве, тогда как масштабирование предполагает максимальное разделение.

Каковы основные задачи и возможности современных SEIMрешений?

На сегодняшний день сложно переоценить роль SIEM в мире ИБ. Фактически, это центральный элемент любой SOC-инфраструктуры. Можно сказать, точно, что без SIEM невозможно эффективное функционирование ни одной комплексной системы ИБ.

Задача SIEM номер один – регистрация инцидентов в режиме Real-Time.

Задача SIEM номер два – предоставить удобный и функциональный инструмент для ретроспективного анализа инцидентов, расследования инцидентов.

Современный SIEM, по сути, уже должен содержать в себе Big Data технологии, обрабатывающие события ИБ как некий интенсивный поток телеметрии. От SIEM требуется как скорость, так и удобство – потому что это основной инструмент аналитики ИБ, предназначенный для расследования инцидентов, поиска следов таргетированных атак (Threat Hunting).

Тренды развития SIEM идут в сторону добавления функций Machine Learning и поведенческого анализа, что позволяет передать на откуп автоматизации все больше и больше рутинных задач Incident Monitoring, Forensic, Investigation. На практике это позволит обнаруживать не только предопределенные вручную инциденты, но и приблизиться к автоматизации процесса создания правил корреляции, что является ключевой и самой сложной задачей при настройке и поддержке SIEM (особенно на больших внедрениях).