Российский рынок ERP-систем стагнирует начиная с 2015 года. Средний годовой рост колеблется в пределах 1-2% в долларовом выражении. В рублевом эквиваленте ежегодный рост находится в диапазоне 8-10%. Первая пятерка поставщиков решений неизменна, а их рыночные доли меняются медленно. Половина выручки приходится на SAP, далее, с долей около 30-33% следует “1С”. Около 8-9% удерживают за собой Microsoft, 4-5% – Oracle. Замыкает пятерку “Галактика”, на долю которой приходится около 2% выручки ежегодно.
Историческая справка.
Обе компании родом из 1990-х, когда спрос на системы автоматизации существенно превышал предложение, и клиенты выстраивались в очередь, лояльно реагируя на технические недоработки, неудобный интерфейс или недостаточную гибкость. Изначально и “Галактика”, и “1С” были запущены как бухгалтерские программы, а первый продукт “1С” для управления продажами, закупками и складом – “1С:Торговля 7.0” – был выпущен в 1996 году.
В последующие годы “1С” сделала ставку на коробочные решения и развитие партнерской сети, полностью покрыв сегмент малого и среднего бизнеса в России, а также предложила свои продукты из “облака”. По состоянию на 2017 год компания является практически монополистом рынка автоматизации бухгалтерского учета, уверенно лидирует в сегментах розницы, логистики, транспорта и других. Знание продуктов “1С” является профессиональным преимуществом и, очень часто, обязательным требованием для бухгалтеров, кадровиков, работников склада и т.д.
Корпорация “Галактика”, в свою очередь, сосредоточилась на автоматизации деятельности промышленных предприятий и территориально распределенных холдингов. Крупнейшим якорным клиентом “Галактики” на протяжении многих лет является “Транснефть” и ее дочерние компании. По оценкам, доля этого клиента превышает 30% в обороте компании.
Партнерская сеть.
Партнерская сетка “1С” – одна из самых мощных в России – объединяет более 7 тыс. компаний. Весь цикл взаимодействия с клиентом берет на себя продавец-партнер. Доработки не предполагают включения головного офиса (исключение – крупнейшие проекты, где “1С” предлагает услугу авторского надзора, и техподдержка по платформе и типовым решениям, которая является централизованной). “Галактика” тоже реализуется по партнерской схеме, в которую включено около 200 компаний, с учетом представительств в странах СНГ. Но здесь головной офис поддерживает и контролирует все внедрения, по необходимости предоставляя ресурсы и компетенции.
Законодательство и стандарты.
Обе ERP-системы полностью соответствуют требованиям российского законодательства и стандартам отчётности. С точки зрения отраслевой принадлежности и “Галактика”, и “1С” могут быть использованы в любых сегментах. Системы сопоставимы с точки зрения проработанности продукта, декларируемой функциональности и возможностей тонкой настройки.
Ценовая политика также сходная. Принято считать “1С” дешевой системой, что справедливо для малого и среднего бизнеса. В сегментах средне-крупного и крупного бизнеса итоговая стоимость проекта не будет принципиально отличаться.
Технические специалисты.
В плане подбора экспертов для обслуживания системы уже есть важные отличия. Найти технического специалиста со знанием “1С”, в том числе программиста для доработки или поддержки системы на стороне клиента – не проблема. В любом регионе, с любым уровнем экспертизы и практически на любую зарплату можно подобрать команду или заменить экспертов. Работа с продуктами “1С”, в том числе навыки конфигурирования, входит в учебные программы вузов и колледжей.
Специалиста для сопровождения системы “Галактика ERP” найти существенно сложнее, поскольку предприятий, работающих на системе, немного, учебные программы отсутствуют. Существенная часть разработки системы ведется в Минске, поэтому техническая экспертиза аккумулируется там же.
Есть и обратная сторона в отсутствии на рынке большого количества специалистов по программному обеспечению. “Галактику” внедряют обученные сертифицированные сотрудники центрального офиса или партнеров. “1С” внедряют все, в том числе вчерашние студенты без релевантного опыта, что зачастую может сказаться на качестве проекта. Сама “1С” создала и развивает сеть высококвалифицированных партнеров со статусом “1C:Центр ERP” и рекомендует обращаться для внедрения систем ERP-класса именно к ним.
Внедрение.
С точки зрения комплексного подхода к автоматизации деятельности предприятия/холдинга “Галактика” с самого начала развивала единое ядро – полноценную ERP-систему с классическим функционалом и очень высокой степенью кастомизации. Как минимум 50% функционала дорабатывается и настраивается в ходе внедрения. По итогам работы с клиентами из разных отраслей у разработчика накопился ряд отраслевых шаблонов. Эти шаблоны позиционируются как отраслевые решения, их тиражирование в некоторых случаях позволяет снизить процент доработки исходного ядра до 20-30%.
Система модульная, также разработчик поставляет интеграционную шину, обеспечивающую обмен данными с продуктами других производителей, в том числе с “1С”, что не вызывает проблем при встраивании “Галактики” в существующий ландшафт.
От старта проекта до запуска в эксплуатацию потребуется не менее 12 месяцев напряженной работы как со стороны вендора, так и заказчика. В большинстве случаев для выхода на приемлемую мощность потребуется более года. Большинство проектов по внедрению “Галактика ERP” состоят в тонкой настройке параметров под требования и процессы предприятия.
“1С” по-прежнему придерживается стратегии продажи готовых (коробочных и облачных) решений, при этом продукты построены на единой технологической платформе и полностью совместимы друг с другом. Для интеграции с решениями других производителей требуется вмешательство программистов и написание дополнительных блоков к системе или использование интеграционных шин других производителей (в “1С” говорят, что вмешательство программистов “требуется уж точно не в большей мере, чем для других систем”).
При внедрении “1С” на средне-крупном и масштабном предприятии может потребоваться до 80% кастомизации типового решения. В силу узкой отраслевой специфики и огромного ряда профильных особенностей любого производства, стратегия коробочных продуктов “1С” теряет свое преимущество при работе с крупными клиентами. Внедрение ERP происходит по обычным алгоритмам с обследованием процессов и их дальнейшей автоматизацией.
На реализацию проекта по полноценному внедрению системы управления уйдет 6-8 месяцев. На крупных предприятиях может потребоваться год работы. Некоторые проекты требуют дополнительной разработки, что возможно, как силами компании, ведущей внедрение, так и силами самого заказчика в процессе эксплуатации системы.
Техническая поддержка и обновление.
Реализация такой важной для клиента функции как техническая поддержка у ведущих российских вендоров отличается. “Галактика” имеет централизованную службу техподдержки. Затраты на обслуживание зависят от стоимости и количества закупленных лицензий. Минимальная стоимость сервиса, обновления и информационной поддержки обойдется в 20% от годовой стоимости лицензий.
В “1С” решения, разработанные и внедренные силами партнеров, ими же и поддерживаются, без привлечения ресурсов головной компании. Также для клиентов есть закрытый форум, доступ к ресурсу с обновлениями типовых конфигураций, централизованная служба техподдержки и сопровождения. Ценовую политику технической поддержки и конечную стоимость обслуживания также формирует партнер. “1С” определяет только цены на централизованное сопровождение и централизовано поддерживает решения, выпускаемые ей самой.
В силу высокой степени переработанности исходного продукта некоторые предприятия сталкиваются с проблемами при переходе на новую версию программы “1С”. Партнеры, отвечающие за внедрение, не всегда обеспечивают преемственность версий ПО. “Галактика” централизованно переводит клиентов на новые версии системы, контролирует возникающие проблемы и оперативно их устраняет.
Вывод.
Несмотря на то, что стратегия ведения бизнеса у крупнейших отечественных ERP-вендоров имеет значительные различия, их технологические возможности и уровень экспертизы полностью покрывают потребности российских холдингов и предприятий. В общей сложности с двумя технологическими платформами – “Галактикой” и “1С” – умеют работать порядка 5,5 тысяч ИТ-компаний различного масштаба по всей стране, предлагающих клиентам собственные компетенции, которые при необходимости могут быстро наращиваться.
Главные причины, сдерживавшие развитие обеих ERP-систем, заключаются в заведомо негативном восприятии со стороны потенциальных клиентов при сравнении с мировыми гигантами и неаргументированном принижении функциональных возможностей. Между тем, зарубежные аналоги зачастую имеют избыточную функциональность, которая просто не нужна на российских предприятиях. Их софт не так глубоко адаптирован к российским законам и бизнес-реалиям. Добавим сюда более высокую совокупную стоимость внедрения и владения, чем у “Галактики” и “1С”, а также более высокие зарплаты специалистов для поддержки систем, и получим формулу потенциального успеха для российских производителей, которую предстоит реализовать в ближайшие годы.