В условиях дефицита серверного оборудования многие компании рассматривают вопрос перевода высоконагруженных систем на базе SAP в российские облачные дата-центры. Залогом успешной миграции прежде всего выступает надежный партнер с необходимой экспертизой для соблюдения SLA.

Предпосылки перевода SAP в облако.

Перед любой компанией, которая обладает SAP ERP и другими сложными высоконагруженными системами на базе ПО SAP, рано или поздно встает необходимость выбора дальнейшего пути их поддержки. Первый — наращивание собственных вычислительных мощностей, что требует не только закупок дорогостоящего оборудования, но и постоянной помощи ИТ-команды, которая и обеспечивает работоспособность системы. В этом случае компания-заказчик вынуждена брать на себя риски, связанные с доступностью оборудования, его настройками и т.д.

Дополнительные сложности создаются в закупках. Во-первых, за последнее время оборудование значительно выросло в цене. Во-вторых, удлинились цепочки поставок. В-третьих, есть вероятность, что серверы для дата-центра доставят с большой задержкой или вовсе не привезут. Также ряд вендоров оборудования запретил его активацию и обслуживание на территории РФ. При выборе же облачного размещения системы все работы и риски берет на себя провайдер.

Облачный провайдер обладает не только оборудованием для хостинга высоконагруженных систем заказчиков, но и соответствующими компетенциями, запасами этого оборудования, необходимыми запасными деталями и специфичными ИТ-инструментами для траблшутинга и обслуживания. Он закупает большие партии серверов, экономит на масштабе и, как следствие, может предоставить выгодные условия.

Как правило, дата-центр крупного провайдера сертифицирован согласно самым жестким требованиям международной системы Tier. Обеспечение отказоустойчивости и безопасности такого ЦОДа — жизненная необходимость для бизнеса провайдера. В то же время реализовать высокий уровень защиты в частном облаке конкретного заказчика оказывается очень сложной и недешевой задачей. Во многом это связано с необходимостью привлечения квалифицированных, порой уникальных специалистов. Однако у крупного провайдера есть возможность поддерживать выделенные команды ИТ-профессионалов по разным направлениям и включать в рабочий арсенал дорогой инструментарий для обеспечения различных сервисов.

Формирование требований.

Прежде чем начать взаимодействие с облачным провайдером, компании необходимо сформулировать требования к обеспечению хостинга своей системы SAP. Конечно, у каждого заказчика индивидуальный набор требований, но среди них всегда есть общие. Минимальные — наличие у поставщика услуг реально защищенных кластеров, нескольких независимых поставщиков электричества, систем резервного электропитания (например, генераторы) и высокопроизводительных дублированных интернет-каналов. Также он должен иметь технологии репликации данных и организации сложных переключений между дата-центрами. Это впоследствии позволяет избегать длительного простоя систем.

Итоговый комплекс необходимых условий зависит от того, насколько строго заказчик подходит к вопросам Business Continuity Planning (BCP, планирование непрерывности бизнеса). В частности, на это сильно влияют требования к SLA. Исходя из них, формируются инженерные решения и прописываются требования согласно уровню ЦОДа по стандарту Tier: какое количество каналов должно быть, нужен ли геораспределенный кластер и т.д.

Как заказчику подготовиться к маграции?

Залог успешной миграции системы SAP в облако — выбор надежного поставщика, обладающего квалифицированной ИТ-командой. Также заказчику для этого нужна собственная команда, способная оценить качество работ по миграции и проверить корректность работы функционала. Эти работы включают тестирование функциональности — оно позволяет убедиться, что все базовые процессы в системе правильно работают после переноса системы.

Полная миграция системы SAP в облако обычно занимает от 3 до 6 месяцев. Продолжительность зависит от количества интеграций, требований к времени простоя при миграции, количества сценариев тестирования, проведения различных тестов и проверок, подготовки инфраструктуры, настройки сетевых интерфейсов и каналов с балансировщиками до клиента. Как правило, 6 месяцев занимают сложные случаи. Таковыми являются заказчики с крупными инсталляциями SAP с большими базами данных. Это требует проверок множества интеграционных связей, обеспечения высокого уровня доступности системы и т.д.

Аутсорсинг базиса SAP и коллаборация сервисов.

Перевод на аутсорсинг поддержки SAP-базиса позволяет обеспечить стабильную поддержку работы функционала системы. Эта услуга часто входит в набор сервисов при инсталляции SAP в облако. Аутсорсинговая модель позволяет заказчику получить партнера, ответственного за работоспособность системы. Поставщик услуг решает все задачи поддержки, начиная с закупок оборудования и заканчивая настройкой всего перечня эксплуатационных мероприятий, включая восстановления в случае логических или физических сбоев систем SAP.

Внешняя команда, которая занимается аутсорсингом SAP-базиса, не оказывает влияния на бизнес-процессы и отвечает только за технологическую составляющую. Естественно, такая модель максимально удобна для обеспечения конфиденциальности информации. Базы данных открываются только в том случае, если клиент сам просит что-то проверить и посмотреть. Но, как правило, команде поддержки достаточно технического доступа к системе.

Заключение.

Услуга переноса SAP в облако востребована крупными компаниями из разных отраслей. Также подобные задачи нередко появляются у российских подразделений международных компаний, выделяющихся в отдельный бизнес, с переносом соответствующей части инфраструктуры и систем на территорию РФ.

Выбор варианта перевода SAP в дата-центр облачного провайдера становится очевидным для компании, когда необходимо сократить совокупную стоимость владения системой (TCO) и есть нехватка инженерных компетенций среди собственного ИТ-персонала. Миграция системы на хостинг в облаке существенно снижает расходы на оборудование и оплату труда специалистов поддержки. А крупный провайдер, предоставляющий такую услугу, имеет большие команды инженеров, зачастую с редкими специализациями. Его специалисты обладают знаниями стандартов, умеют обслуживать базы данных, поддерживают разные версии SAP и знают специфику проведения регулярных работ (бэкап, мониторинг и т.д.).

Обычно при миграции самое сложное — это обеспечение интеграционного взаимодействия. Поэтому еще на предпроектном этапе важно обследовать все связи системы, чтобы при переносе ее в облако все процессы успешно заработали в новой среде. Методично описав все интеграции, можно обеспечить максимально оперативный перевод системы на облачный хостинг. Чтобы грамотно воспользоваться услугами облачного провайдера, клиент должен хорошо разбираться в требованиях. Нужно учитывать, что стоимость итогового предложения будет зависеть от уровня сервиса, прописанного в SLA. С одной стороны, облачные провайдеры формируют гибкие предложения как по цене, так и по составу услуг, а с другой — они покрывают весь стек, потому что разместить во внешнем ЦОДе систему SAP — это не просто хранить ее, а именно обеспечить бесперебойную эксплуатацию.

Добавить комментарий