Система резервного копирования – совокупность программного и аппаратного обеспечения, выполняющее задачу создания копии данных на носителе, предназначенном для восстановления информации в оригинальном месте их расположения в случае их повреждения или разрушения.

Системы резервного копирования обеспечивают непрерывность бизнес-процессов и защиту информации от природных и техногенных катастроф, действий злоумышленников. Эти технологии активно используются в ИТ-инфраструктурах организаций самых разных отраслей и масштабов.

Резервное копирование данных — процесс создания копии данных на носителе, предназначенном для восстановления данных в оригинальном месте их расположения в случае их повреждения или разрушения. Кроме того, система резервного копирования — это один из необходимых методов обеспечения непрерывности бизнеса. Построение централизованной системы резервного копирования позволяет сократить совокупную стоимость владения ИТ-инфраструктурой благодаря оптимальному использованию устройств резервного копирования и сокращению расходов на администрирование (по сравнению с децентрализованной системой).

Архитектура и работа системы резервного копирования.

Централизованная система резервного копирования имеет многоуровневую архитектуру, в которую входят:

  • сервер управления резервным копированием, способный также совмещать функции сервера копирования данных;
  • один или несколько серверов копирования данных, к которым подключены устройства резервного копирования;
  • компьютеры-клиенты с установленными на них программами-агентами резервного копирования;
  • консоль администратора системы резервного копирования.

Администратор системы ведет список компьютеров-клиентов резервного копирования, устройств записи и носителей хранения резервных данных, а также составляет расписание резервного копирования. Вся эта информация содержится в специальной базе, которая хранится на сервере управления резервным копированием.

В соответствии с расписанием или по команде оператора сервер управления дает команду программе-агенту, установленной на компьютере-клиенте, начать резервное копирование данных в соответствии с выбранной политикой. Программа-агент собирает и передает данные, подлежащие резервированию, на сервер копирования, указанный ей сервером управления.

Сервер копирования сохраняет полученные данные на подключенное к нему устройство хранения данных. Информация о процессе (какие файлы копировались, на какие носители осуществлялось копирование и т. п.) сохраняется в базе сервера управления. Эта информация позволяет найти местоположение сохраненных данных при необходимости их восстановления на компьютере-клиенте.

Чтобы система резервного копирования сохраняла непротиворечивые данные компьютера-клиента, они не должны подвергаться изменениям в процессе их сбора и копирования программой-агентом. Для этого приложения компьютера-клиента должны завершить все транзакции, сохранить содержимое кэш-памяти на диск и приостановить свою работу. Этот процесс инициируется по команде программы-агента, которая передается приложениям компьютера-клиента.

Поскольку система резервного копирования предназначена для восстановления данных после сбоя или аварии, созданные резервные копии необходимо проверять на предмет целостности и работоспособности. Кроме того, при построении системы резервного копирования необходимо уложиться в сокращенное «окно» резервного копирования. Вообще говоря, требование круглосуточной работы информационных систем сокращает практически до нуля доступный временной интервал остановки приложений, необходимый для осуществления операции резервного копирования («окно» резервного копирования).

Классификация резервного копирования.

1. По полноте сохраняемой информации:

  • Полное резервирование (Full backup) — создание резервного архива всех системных файлов, обычно включающего состояние системы, реестр и другую информацию, необходимую для полного восстановления рабочих станций. То есть резервируются не только файлы, но и вся информация, необходимая для работы системы.
  • Добавочное резервирование (Incremental backup) — создание резервного архива из всех файлов, которые были модифицированы после предыдущего полного или добавочного резервирования.
  • Разностное резервирование (Differential backup) — создание резервного архива из всех файлов, которые были изменены после предыдущего полного резервирования.
  • Выборочное резервирование (Selective backup) — создание резервного архива только из отобранных файлов.

2. По способу доступа к носителю:

  • Оперативное резервирование (Online backup) — создание резервного архива на постоянно подключенном (напрямую или через сеть) носителе.
  • Автономное резервирование (Offline backup) — хранение резервной копии на съёмном носителе, кассете или картридже, который перед использованием следует установить в привод.

Правила работы с резервным копированием.

При использовании любой технологии резервного копирования следует придерживаться некоторых фундаментальных правил, соблюдение которых обеспечит максимальную сохранность данных в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

  • Предварительное планирование. В процессе планирования должны учитываться все компоненты инфраструктуры резервного копирования, а все приложения, сервера и тенденции увеличения ёмкости первичных хранилищ данных не должны оставаться без внимания.
  • Установление жизненного цикла и календаря операций. Все задания, связанные с резервным копированием, должны быть задокументированы и выполняться согласно расписанию. Ниже приведён список задач, выполнять которые необходимо ежедневно:
    • мониторинг заданий;
    • отчёты о сбоях и успешном выполнении;
    • анализ и разрешение проблем;
    • манипуляции с лентами и управление библиотекой;
    • составление расписания выполнения заданий.
  • Ежедневный обзор логов процесса резервного копирования. Поскольку каждый сбой в создании резервных копий может повлечь за собой множество затруднений, проверять ход процесса копирования нужно, по меньшей мере, каждый день.
  • Защита базы данных резервного копирования или каталога. Каждое приложение резервного копирования ведёт свою базу данных, потеря которой может означать утрату резервных копий.
  • Ежедневное определение временного окна резервного копирования. Если время выполнения заданий начинает выходить за пределы отведённого временного окна, это является признаком приближения к предельной ёмкости системы или наличия слабых звеньев в производительности. Своевременное обнаружение таких признаков может избавить от последующих более крупных сбоев системы.
  • Локализация и сохранение «внешних» систем и томов. Необходимо лично проверять соответствие резервных копий своим ожиданиям, в первую очередь полагаясь на свои наблюдения, а не на отчёты программ.
  • Максимально возможная централизация и автоматизация резервного копирования. Сведение множества задач по резервированию в одну значительно упрощает процесс создания копий.
  • Создание и поддержка открытых отчётов, отчётов об открытых проблемах. Наличие журнала нерешённых проблем может способствовать скорейшему их устранению, и, как следствие, оптимизации процесса резервного копирования.
  • Включение резервного копирования в процесс контроля изменений системы.

Консультации с вендорами. Следует убеждаться, что внедрённая система полностью соответствует ожиданиям организации.