Что умеет цифровая платформа?
Основной проблемой производств в сфере обеспечения качества являются неизбежные затраты на брак, устранение дефектов, гарантийные выплаты и пр., в том числе затраты на контроль выпускаемой продукции на протяжении производственного процесса.
Одновременно многим руководителям до сих пор кажется, что качество — это только постоянный контроль, а значит, серьезных затрат или никак не миновать, или надо быть готовым к постоянному потоку гарантийных требований, одновременно решая задачу поиска виноватых и оценивая финансовые издержки. Что в данном случае делать с репутационными рисками — этот вопрос уходит на второй план.
Опытом крупнейших мировых автопроизводителей, впоследствии перенесенным на другие высокотехнологичные отрасли, доказано, что систематизированное управление качеством на всех этапах жизненного цикла, начиная от проектирования, изготовления и заканчивая обслуживанием продукции, позволяет снизить затраты предприятия до 8%.
Снижение достигается за счет уменьшения затрат на гарантийное обслуживание продукции — до 3%, уменьшение затрат на брак в производстве — до 1% (в данном случае мы не учитываем влияние производственных систем) и за счет планирования качества, начиная с этапа разработки продукции и внесения необходимых изменений — до 4%.
Потребности предприятий в сфере управления качеством.
Современные требования к информационным системам по управлению качеством отечественного предприятия кратко можно сформулировать следующим образом:
- решение задач качества в жестких условиях настоящего времени;
- импортонезависимость.
Системы управления качеством на многих российских предприятиях строятся по принципу лоскутной автоматизации. Коммуникация между отделами и службами предприятия осуществляется едва ли не на бумажном уровне или с помощью таблиц Exсel, что крайне негативно влияет как на скорость реагирования на происходящие изменения, так и на качество выпускаемой продукции. Все это особенно характерно для предприятий автомобильной отрасли, авиационной и космической промышленности и тяжелого машиностроения.
Единственный выход — объединить разрозненные процессы, связанные с обеспечением качества выпускаемой продукции, используя единое решение по управлению качеством, интегрированное в ИТ-ландшафт предприятия и поддерживающее лучшие, проверенные временем методики эффективного управления качеством: APQP, FMEA, PPAP и SPC.
Следование данной концепции развития позволит не только ставить обоснованные цели по качеству, но и обеспечить их достижение. Использование цифровой платформы по управлению качеством выпускаемой продукции — PROF-IT QMS Professional, являющейся надежным и во многом уникальным программным решением, позволит на системной основе реализовать процесс постоянного улучшения качества выпускаемой продукции при одновременном снижении связанных с этим затрат.
PROF-IT QMS Professional обладает широким набором возможностей для адаптации под различные требования по решению задач, связанных с качеством и интеграцией в существующую ИТ-инфраструктуру предприятия пользователя, — как за счет большого набора функциональных блоков, реализованных на ведущей отечественной платформе 1С: Предприятие, так и за счет интеграции с решениями по управлению производством — ERP/MES/mQLS/mWMS и IIoT.
Возможности и преимущества платформы.
В рамках существующей дорожной карты QMS Prof будет поддерживать управление качеством на всем протяжении жизненного цикла изделия, начиная от его разработки и заканчивая гарантийным и постгарантийным обслуживанием.
В первом релизе будет реализован практически весь функционал, кроме модулей FMEA и SPC/MSA, выпуск которых ожидается в 2025–2026 гг.
Основные возможности QMS Prof
- Работа с несоответствиями.
- Аудиты процессов и систем.
- Анализ гарантийных обращений и отчеты по качеству.
- Перспективное планирование качества (APQP).
- Контроль качества поставщиков (PPAP, входной контроль аудиты и управление претензиями).
Структура цифровой платформы.
Платформа имеет модульную архитектуру, может использоваться как целиком, так и адаптироваться под требования пользователей поэтапно. Основные блоки QMS Prof представлены ниже.
Управление проектом (APQP). Модуль с оптимальным функционалом для планирования проектов в области качества, основанный на мировых и отечественных стандартах автомобилестроительной отрасли.
Модуль содержит шаблоны стандартного проекта,обеспечивает поддержку работы кросс-функциональной команды, конфигурирование этапов проекта, работу с файлами (чертежи, 3D-модели и прочие файлы хранятся либо в самой системе, либо в виде ссылок).
Блокировка проектных изделий. Позволяет управлять качеством проектных изделий отдельно от серийных, в том числе передавать эту информацию в смежные информационные системы, тем самым, при необходимости, блокируя их отгрузку для последующей продажи.
Одобрение поставки (PPAP). Обеспечивает прозрачный, быстрый, контролируемый и формализованный процесс взаимодействия предприятия со своими поставщиками, оперативное создание необходимого пакета документации, подтверждающей качество поставляемых комплектующих на основе матрицы. Дает возможность конфигурирования этапов взаимодействия и требований. В модуль включены: механизм оценки выполнения требований, возможность контроля хода продвижения по этапам процесса, отчетность с формированием соответствующих документов и уведомления о ключевых событиях.
Управление разрешениями на отклонения. Функционал этого блока ориентирован на минимизацию простоев производства. Блок автоматизирует процесс подготовки разрешений на отклонение и их последующее направление на согласование в системе документооборота предприятия, предоставляет отчеты о состоянии актуальных документов, уведомляет о завершении срока разрешения на отклонение, позволяет установить связь конкретного изделия/партии с разрешением.
Управление снижением критичности дефектов. Позволяет управлять запросами на снижение критичности дефектов (там, где это допустимо), идентифицировать несоответствия, автоматизирует процесс одобрения снижения критичности дефекта. Предоставляет отчетность. Позволяет понять, какие конкретно дефекты в изделии были обнаружены, кем принималось решение о том, что дефект в данном случае можно считать некритичным, какие, в связи с этим действия были предприняты.
Управление блокировками продуктами на производстве. Функционал защиты от ошибок — блокирует отгрузку несоответствующей (дефектной) продукции. Позволяет создать кампании по устранению дефектов, выявленных в изделиях, по их серийным номерам. Обеспечивает прослеживаемость, контроль и отчетность за счет интеграции с Prof-IT MES или любой другой системой по управлению производством.
Управление аудитом процессов и систем. Возможности — полный цикл управления аудитами, как внутренними, так и внешними, в том числе аудитами поставщиков.
Управление жалобами и проблемами. Большой блок, в который включены управление несоответствиями (брак, гарантийные заявки, производственные дефекты, несоответствия, выявленные при входном контроле), от их идентификации и ведения базы инцидентов с назначением ответственных до работы с жалобами и проблемами по методологии 8D, управления гарантией и организацией претензионной работы с поставщиками. Предусмотрена возможность генерации аналитических отчетов. Блок обеспечивает грамотную и консолидированную работу с жалобами.
База знаний корневых причин проблем. Дает ответ на вопрос: «Что мы делаем не так?», — помогает при неоднозначной причине возникновения дефекта провести анализ и понять конкретного виновника возникающего дефекта. Быстрый поиск по базе, автоматическое заполнение данных и графический анализ причинно-следственной связи позволяют оперативно принять решение и понять, почему возникает дефект, а также разработать корректирующие действия — например, изменить скоринговую оценку поставщика, провести дополнительный аудит рабочих мест и т.д.
Входной контроль. Основная задача — обеспечить входной контроль и не допустить передачу в производство изделий, его не прошедших. На каждую группу и класс материалов назначается свой класс контроля. Несоответствия регистрируются и попадают в базу инцидентов. Модуль обеспечивает интеграцию с mWMS.
Заключение.
Системы QMS являются важным инструментом для обеспечения высокого уровня качества продукции и услуг, повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей клиентов. Помимо этого, внедрение QMS приводит к снижению затрат на производство, ремонт и замену дефектной продукции, а также к уменьшению количества отходов.
Для большинства российских предприятий они могут стать значимым элементом повышения конкурентоспособности в условиях волатильной экономики и роста стоимости финансирования и комплектующих. Они централизуют все активности по управлению качеством и предоставляют руководству удобный инструмент для оперативного принятия управленческих решений и развития предприятия.