Softwareasaservice (SaaS) («Программное обеспечение как услуга») — модель продажи программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ через Интернет. Основное преимущество модели SaaS для потребителя состоит в отсутствии необходимости установки, обновления и поддержки программного обеспечения.

В рамках модели SaaS заказчики платят не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду (то есть, его использование через веб-интерфейс). Таким образом, в отличие от классической схемы лицензирования ПО, заказчик несет сравнительно небольшие периодические затраты, и ему не требуется инвестировать существенные средства для приобретения ПО и его поддержки. Схема периодической оплаты предполагает, что в случае, если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует – заказчик может приостановить его использование и заморозить выплаты разработчику.

С точки зрения разработчика, модель SaaS позволяет эффективно бороться с не лицензионным использованием программного обеспечения (пиратством), поскольку само программное обеспечение не попадает к конечным заказчикам. Кроме того, концепция SaaS часто позволяет уменьшить затраты на развертывание и внедрение информационных систем, хотя и не исключает их полностью.

История образования.

Изначально вся компьютерная отрасль использовала арендную бизнес-модель — первые компьютеры стоили огромных денег и их вычислительные мощности сдавались заказчикам. С другой стороны, такую аренду нельзя считать разновидностью SaaS, поскольку заказчики получали доступ к компьютерам напрямую, а не с помощью глобальных сетей связи.

Поскольку модель SaaS ориентирована на предоставление услуг с помощью Интернета, ее развитие непосредственно связано с развитием глобальной сети. Первые компании, предлагавшие программное обеспечение как услугу, появились в западных странах в 1997—1999 годах, а акроним SaaS вошел в широкое употребление в 2001 году.

Теоретически, любой платный веб-сервис можно подогнать под определение SaaS, однако на практике под этим термином обычно понимается программное обеспечение для бизнеса. Как правило, программное обеспечение по требованию позиционируется как более дешевая и простая альтернатива внутренним информационным системам в предприятиях малого и среднего бизнеса. Впрочем, использование модели SaaS в крупных и очень крупных предприятиях также может оказаться экономически целесообразным.

В настоящее время практически во всех функциональных классах КИС (корпоративные информационные системы) можно найти системы, поддерживающие модель SaaS. Для некоторых функциональных классов КИС (например, CRM, HRM, ITSM и др.) концепция SaaS подходит особенно хорошо, и уже активно применяется на практике. Обычно программным обеспечением по требованию становятся сравнительно простые и тиражируемые системы, которые не требуют существенной адаптации под каждого конкретного заказчика.

Ключевые характеристики.

Программное обеспечение по требованию обладает следующими ключевыми признаками:

  • Доступ к программному обеспечению удаленно предоставляется по сетевым каналам через веб-интерфейс;
  • Программное обеспечение развертывается в едином дата-центре, а не на мощностях каждого конкретного заказчика;
  • Программное обеспечение предоставляется на условиях аренды и предполагает периодические платежи. Стоимость технической поддержки обычно включена в стоимость арендной платы;
  • Обновления программного обеспечения устанавливаются централизованно на стороне провайдера SaaS. Таким образом, заказчикам не требуется устанавливать патчи и следить за обновлениями системы.

Преимущества и выгоды SaaS.

  1. Использование программного обеспечения лицензировано.
  2. Не нужно устанавливать, обновлять и поддерживать работоспособность оборудования и программного обеспечения. Использование облачной инфраструктуры не подразумевает покупку лицензии, как в случае с “пакетным” ПО, покупку и содержание серверов, кроме того, вы можете отписаться от услуги в любой момент, если поймете, что Вам она не подходит. Таким образом, Вы платите только исключительно за то, что используете.
  3. Небольшие периодические затраты, вместо существенных разовых.
  4. Нет необходимости в размещении серверов, администрировании и защите безопасности данных.
  5. Платежи прогнозируемые.
  6. Приложения время от времени модернизируются. В “облаке” всегда находится самая последняя и самая свежая версия программы или документа. Будьте уверены, что переустанавливать платформу и платить за обновления Вам никогда не придется.
  7. Снижаются затраты на процесс развёртывания и внедрение
  8. Снижаются затраты на системы поддержки, настройки и дорогих квалифицированных системных администраторов.
  9. Снижение общих затрат на IТ, дорогостоящее ПО, аппаратную платформу, серверы и сетевое оборудование. Сохранение оборотных средств.
  10.  Увеличение скорости развертывания решений, обеспечения работоспособности в короткие строки.
  11.  Глобальная доступность. С учетом значительной экономии средств (см пункт выше) Saas сервисы становятся доступны максимально широкому кругу пользователей. Ввиду своей распространенности большинство Saas приложений имеют удобный интуитивный интерфейс. Достаточно сказать о том, что каждый из нас ежедневно использует Saas, порой даже не подозревая об этом: Все популярные почтовые клиенты, приложения Google, в том числе Google Docs, онлайн-игры и даже банкоматы – все это яркие примеры Software as a service, довольно быстро и основательно вошедших в нашу повседневную активность.
  12.  Гарантированное качество и высокий уровень надежности.
  13.  Мобильность сервиса. Ваш облачной портал будет доступен отовсюду, где есть интернет-соединение. Большинство Saas-приложений имеют мобильную версию, то есть Вы сможете легко получить доступ к нему со смартфона и планшета, что, конечно, очень удобно для тех, кто много времени проводит в пути и вынужден вести дела находясь за пределами офиса. В первую очередь, это касается систем для управления проектами. Такие платформы как 5pm, русскоязычный Teamlab и Zoho Projects уже давно обеспечили своих пользователей доступом к облачным офисам с мобильных устройств.

 Устойчивость данных к потере или краже. Если Вы храните свои данные в “облаке”, провайдер автоматически выполняет их резервное копирование, а это значит, что за сохранность информации в 99,9 % случаев можно не волноваться.

Добавить комментарий